Истинно, это мужественный юноша; у него пытливый ум и разумное сердце…” (Умар Ибн аль-Хаттаб).
Это был выдающийся сподвижник посланника Аллаха и любимец славы, которая шла за ним в течение всей его жизни. Он был славен тем, что входил в когорту сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хотя по возрасту он был намного моложе посланника Аллаха, но ему довелось быть его непосредственным соратником. Слава пришла к нему по линии происхождения, так как он был сыном дяди пророка Аллаха.
Он прославился как учёный, занявший высочайшее положение в нации Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и являвшийся неисчерпаемым кладезем знаний. Он приобрёл славу известного праведника, так как постился днём и совершал Намаз ночью, испрашивал прощения на рассвете и так рыдал от страха пред Аллахом, что слёзы проделали борозды на его щеках.
Ибн Аббас родился за три года до хиджры, а когда умер посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ему было всего тринадцать лет. Вместе с тем он сохранил для мусульман 1660 хадисов об их Пророке, которые были зафиксированы аль-Бухари и Муслимом в их сборниках хадисов.
Когда мать родила его, то его сразу же отнесли к посланнику Аллаха который смочил горло мальчика своей слюной прежде, чем мать накормила его. Таким образом первое, что попало Ибн Аббасу вовнутрь, была чистейшая слюна благословенного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вместе с этим он обрёл праведность и мудрость. “Тот, к кому приходит мудрость, становится обладателем большого добра”.
Когда мальчик вышел из младенческого возраста и ему исполнилось семь лет, он стал неразлучным спутником посланника Аллаха, неотступно следуя за ним подобно тени. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собирался совершить омовение, то Ибн Аббас готовил ему воду, а если он совершал Намаз, то мальчик молился, стоя сзади него. Когда Пророк отправлялся в поездку, то Ибн Аббас следовал за ним. При всём этом он обладал отзывчивым сердцем и острым умом, что позволяло ему отлично всё запоминать.
Сам Ибн Аббас рассказывал о себе: “Как-то раз посланник Аллаха захотел совершить омовение. Я тут же приготовил воду, чему он очень обрадовался. Собравшись совершить Намаз, Пророк сделал мне знак, чтобы я встал рядом с ним. Однако, как обычно, я встал сзади. После Намаза он наклонился ко мне и спросил:
— Что же помешало тебе встать рядом со мной, Абдулла?
Я ответил:
— В моих глазах ты настолько величествен и могуч, что я не достоин того, чтобы стоять рядом с тобой, о посланник Аллаха.
Воздев руки к небу, он воскликнул:
— О Господь мой, ниспошли ему мудрость!
Аллах внял мольбе Своего порока и ниспослал мальчику из рода хашимитов такую мудрость, которая и не снилась самым мудрейшим из всех мудрецов. Вне всякого сомнения тебе, о читатель, хотелось бы на живом примере получить представление о мудрости Абдуллы Ибн Аббаса. Вот тебе один из примеров, который, возможно, удовлетворит твою пытливость.
Когда некоторые сторонники отказались от Али и бросили его на произвол судьбы в его конфликте с Муавией, Абдулла Ибн Аббас сказал Али:
— Разреши мне, о вождь правоверных, пойти к людям и поговорить с ними.
Али ответил:
— Но я опасаюсь, что они причинят тебе зло.
— Надеюсь, что этого не произойдёт, если это угодно Аллаху, — сказал Абдулла.
Затем он отправился к людям, набожнее которых он никогда не видел. Увидев его, люди воскликнули:
— Приветствуем тебя, о Ибн Аббас. Что привело тебя к нам?
— Я пришёл поговорить с вами, — сказал Абдулла.
— Не разговаривайте с ним! — кричали некоторые.
— Говори, а мы послушаем тебя, — восклицали другие.
— Мне сообщили, что вы в чём-то упрекаете и недовольны двоюродным братом посланника Аллаха, который к тому же муж его дочери. Он был первым, кто уверовал в Пророка. Неужели это так?! — сказал Абдулла.
— Мы очень недовольны им из-за трёх дел, — сказали люди.
— А что это за дела? — спросил Абдулла. Они ответили:
— Во-первых, он назначил людей судьями в религии Аллаха; во-вторых, когда он воевал с Аишей и Муавией, то не брал трофеев и пленных; в-третьих, он снял с себя титул вождя правоверных, хотя мусульмане присягнули ему и назначили его своим руководителем.
Абдулла сказал:
— Ну, а если я прочту вам из Книги Аллаха и расскажу вам из хадисов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) то, что вы не сможете опровергнуть, откажетесь вы от своих слов и своего мнения?
— Да, — ответили люди.
Абдулла сказал:
— По поводу вашей претензии, что он назначил людей судьями в религии Аллаха, то уверяю вас, Всевышний Аллах говорит: “О вы, верующие! Не охотьтесь за дикими животными во время паломничества. Но, если кто из вас убьёт его намеренно, в искупление за то он должен принести в жертву четвероногое животное, подобное тому, которое он убил, — по определению двух справедливых людей среди вас”. Заклинаю вас Аллахом, где же справедливее суд людей: в том, что касается людской крови, жизни людей и их примирения, или же по поводу кролика, красная цена которому четверть дирхема?!
— Конечно же, в том, что касается мусульманской крови и примирения между ними, — ответили люди.
— Ну как, с первым делом покончено? — спросил Абдулла.
— Да, клянёмся Аллахом, — ответили люди.
Абдулла продолжал:
— Вы сказали, что Али сражался, но не брал пленниц, как это делал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Неужели вы хотели взять невольницей вашу мать Аишу и распоряжаться ею, как распоряжаются с невольницами?! Если вы скажете “да”, то станете неверными. Если же вы скажете, что Аиша не ваша мать, то также впадёте в неверие. Всевышний Аллах, хвала Ему, говорит: “Пророк ближе к верующим, чем они сами, и жёны его суть матери их”. Итак, выбирайте сами для себя, что хотите.
Затем Абдулла сказал:
— Ну что, с этим тоже покончено?
— Да, клянёмся Аллахом, — ответили люди.
Абдулла продолжал:
— Вы также сказали, что Али отказался от титула вождя правоверных. Хочу напомнить, что в день Худайбийи посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) потребовал от язычников, чтобы они записали в мирном договоре с ним: “Так решил Мухаммад, посланник Аллаха”. Язычники возразили: “Если бы мы верили, что ты посланник Аллаха, то не изгоняли бы тебя из Дома и не воевали бы с тобой. Ты должен написать: “Мухаммад ибн Абдулла””. Пророк уступил их требованию, сказав: Клянусь Аллахом, я посланник Аллаха, даже если они и оболгали меня. Ну как, и с этим покончено?
— Клянёмся Аллахом, да, — ответили люди.
Итогом этой встречи явилось то, что в результате проявленной в её ходе Абдуллой Ибн Аббасом мудрости и найденных им неопровержимых доводов, двадцать тысяч человек вновь перешли в ряды сторонников Али. Четыре тысячи продолжали упорствовать в своей вражде к Али и в своих заблуждениях.
На своём пути к знаниям юный Абдулла Ибн Аббас использовал любую возможность и приложил ради этого огромные усилия. Пока был жив посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он черпал знания из этого неиссякаемого источника. Когда же благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предстал пред ликом своего Господа, Абдулла обратился в поиске знаний к наиболее знающим сподвижникам и упорно учился у них.
О сам рассказал о себе: “Если мне становилось известно, что кто-то из сподвижников посланника Аллаха рассказывает новый хадис, то во время послеобеденного сна я приходил к двери его дома, расстилал у порога свою одежду, а ветер щедро осыпал меня песком и пылью. Если бы я захотел попроситься в дом, то меня бы впустили, но я поступал таким образом, чтобы успокоить душу. Выйдя из дома, хозяин натыкался на меня в таком положении и спрашивал: “О сын дяди посланника Аллаха, что привело тебя? Если бы ты послал за мной, то я сам бы пришёл к тебе. Я отвечал:
— Более справедливо, когда я прихожу к тебе. Наука и знания сами не приходят, а к ним нужно стремиться. — Затем я начинал расспрашивать о хадисе…”
В такой же степени, как Ибн Аббас унижал себя в поисках знаний, точно в такой же степени он возвышал и возвеличивал учёных. Однажды, когда Зайд Ибн Сабит, писец Корана, крупнейший специалист Медины по судопроизводству, Исламскому праву, чтению Корана и делам наследования, собираясь в путь, взбирался на своё верховое животное, то хашимитский юноша Абдулла Ибн Аббас, как слуга, стоял перед ним, держа стремя и поводья.
Зайд сказал ему:
— Тебе нет нужды делать это, о, сын дяди посланника Аллаха.
Ибн Аббас возразил:
— Так нам было велено обращаться с учёными.
— Покажи мне свою руку, — попросил его Зайд.
Ибн Аббас протянул ему свою руку. Зайд наклонился к его руке, поцеловал её и сказал:
— Так нам было велено обращаться с членами рода нашего Пророка.
Таким образом, Ибн Аббас продолжал упорно и непрерывно учиться, пока не приобрёл потрясающие по своей обширности и глубине знания. Один из выдающихся последователей посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Масрук Ибн аль-Адждаа рассказывал о нём: “Завидев Ибн Аббаса, я всегда говорил: “Это наилучший человек”. Заслышав его речь, я говорил: “Это самый красноречивый человек”. После беседы с ним я говорил: “Это самый образованный и сведущий человек””.
Получив те знания, к которым он стремился, Ибн Аббас стал учителем и начал учить людей. Его дом превратился в мусульманский университет. Да, именно в университет в полном смысле этого слова, как мы понимаем это в наше время. Вся же разница между университетом Ибн Аббаса и нашими университетами состоит в том, что в современных университетах десятки, а иногда и сотни профессоров. Университет же Ибн Аббаса был создан благодаря усилиям одного профессора, то есть самого Ибн Аббаса.
Один из его товарищей рассказывал: “В личности Ибн Аббаса я видел целый совет. Если бы все курайшиты гордились этим, то он стал бы истинным предметом гордости. Я видел, как люди целыми толпами шли по дорогам, ведущим к его дому. Их было так много, что создавались настоящие пробки. Как-то, придя к нему, я сказал, что у дверей его дома собралась толпа людей. Он сказал:
— Подай-ка мне воды для омовения.
Совершив омовение, он сел и сказал мне:
— Выйди на улицу и скажи им: “Кто хочет задать вопросы по Корану и его смыслу, заходите”.
Я вышел и передал людям его слова. Вошедших было так много, что они заполонили всю комнату Ибн Аббаса. Какой бы вопрос они ни задавали ему, на всё получали исчерпывающий ответ. Более того, его ответы охватывали проблему гораздо шире, чем она поднималась в задаваемом вопросе. Ответив на вопросы, Ибн Аббас говорил людям:
— А теперь предоставьте возможность своим братьям.
После этого люди уходили. При этом он говорил мне:
— Выйди и скажи им: “Пусть заходит тот, кто хочет задать вопросы по поводу обязательных предписаний”.
Выйдя из дома, я передавал народу слова Ибн Аббаса. Его комната вновь наполнялись уже другими людьми, на все вопросы которых он отвечал исчерпывающим образом, раздвигая рамки поднятой проблемы. Затем Ибн Аббас говорил слушателям:
— А теперь предоставьте возможность своим братьям.
После этого люди расходились. При этом он говорил мне:
— Выйди и скажи им: “Пусть заходит тот, кто желает задать вопросы по арабскому языку, поэзии и арабской словесности”.
И вновь комната целиком наполнялась людьми, на все вопросы которых Ибн Аббас давал исчерпывающие ответы, превышающие рамки самих вопросов. Если бы все курайшиты могли гордиться тем, что знал Ибн Аббас, то это принесло бы им славу”.
Ибн Аббас счёл необходимым распределить все свои беседы по дням недели, чтобы около дверей его дома больше не было такого столпотворения. Один день недели он посвятил исключительно толкованию Корана. Другой день был посвящён занятиям по фикху (мусульманскому праву). В третий день занятия проходили только по поэзии. Один день посвящался изучению военных походов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А один день был предназначен изучению истории арабов.
В научном диспуте Ибн Аббас легко одерживал победу над любым учёным, который приходил к нему. На любой заданный ему вопрос Ибн Аббас всегда давал полный и исчерпывающий ответ.
Благодаря своим знаниям и глубокому пониманию сути любого дела, Ибн Аббас стал советником у праведных халифов, несмотря на свой юный возраст. Когда Умару Ибн аль-Хаттабу докладывали какой-нибудь запутанный вопрос или он сталкивался со сложной проблемой, он созывал совет шейхов из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, непременным участником которого был Абдулла Ибн Аббас. При этом халиф усаживал Ибн Аббаса на самое высокое и почётное место и говорил ему:
— Это дело оказалось очень сложным для нас. Только тебе по силам решить этот и подобные ему вопросы.
Как-то раз халифа упрекнули за то, что он подчёркнуто выделяет Ибн Аббаса и сажает такого молодого человека рядом с шейхами. На это Умар ответил:
— Истинно, это мужественный юноша; у него пытливый ум, хороший язык и разумное сердце.
Начав серьёзно обучать группу людей, давая им серьёзные знания, Ибн Аббас не забывал своего долга и перед остальными. Для всех желающих он проводил специальные собрания, на которых читал проповеди и нравоучения. Обращаясь в своей проповеди к людям, совершившим прегрешения, он говорил: “О совершивший прегрешение! Не надейся на то, что это пройдёт без последствия. То, что следует за прегрешением, ещё хуже, чем само прегрешение. Если ты не стыдишься того, кто справа от тебя, и того, кто слева от тебя во время совершения прегрешения, то это не менее опасно, чем само прегрешение. Если ты смеёшься, совершая прегрешение, не осознавая, что Аллах сделает с тобой, то это хуже, чем само прегрешение. Если ты радуешься прегрешению, совершив его, то это хуже самого прегрешения. Если ты опечален тем, что тебе не удалось согрешить, то это чувство хуже, чем само прегрешение. Вздрагивая от дуновения ветерка в страхе во время прегрешения, но оставаясь спокойным сердцем в то время, когда Аллах смотрит на тебя, ты совершаешь еще больший грех. О совершивший прегрешение! Знаешь ли ты, в чём состоял грех Айкуба, когда Аллах ниспослал ему беду и лишил его имущества? Его грех состоял в том, что когда несчастный и бедный человек обратился к нему за помощью, чтобы он избавил его от угнетения, Айуб отказал ему”.
Ибн Аббас не был из тех людей, которые обещают, но не выполняют обещанное, и запрещают людям то, что позволяют себе. Ибн Аббас был из тех, кто постится днём и молится ночью. Абдулла Ибн Мулайка рассказывал о нём: “Однажды я сопровождал Ибн Аббаса из Мекки в Медину. В пути мы остановились на ночлег в одном доме уже глубокой ночью. Этой же ночью я увидел его, когда он читал: “И предсмертная агония точно придёт. Это то, от чего ты старался бежать”. С рыданиями он повторял этот аят, пока не наступил рассвет”.
Уже рассказанного достаточно, чтобы мы поняли насколько прекрасным и возвышенным человеком был Абдулла Ибн Аббас. В страхе пред Аллахом он всю ночь рыдал так сильно, что слёзы лились ручьем по его нежным щекам, оставляя на них глубокие борозды.
Ибн Аббас достиг зенита славы учёного. Однажды халиф мусульман Муавия Ибн Абу Суфйан отправился в путь для совершения паломничества. Абдулла Ибн Аббас также отправился совершить паломничество, не обладая какой-либо властью и силой. Муавию в пути сопровождал целый кортеж из государственный мужей. Кортеж, сопровождавший Абдуллу Ибн Аббаса был гораздо больше и состоял из его студентов, ищущих знаний.
Ибн Аббас прожил семьдесят один год, в течение которых он был в нашем мире источником науки, знаний, мудрости и праведности. Когда он скончался, за упокой его души Намаз совершил Мухаммад Ибн аль-Ханафийа. После его смерти осталось совсем немного сподвижников посланника Аллаха и последователей из его современников. Когда они провожали Ибн Аббаса в последний путь, то услышали голос чтеца: “О ты, душа, которая обрела мир! Вернись ко Владыке твоему, радуясь Его благоволению, и Он доволен тобою! Итак, войди в среду слуг Моих избранных. И войди в Сад Мой”.
Те ангелы слушали тебя, о Асйад.” (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
В составе первой группы проповедников в истории Ислама мекканский юноша Мусаб Ибн Умайр прибыл в Йасриб (Медину) Он остановился в доме одного из вождей племени аль-Хазрадж Асада Ибн Зурары. Устроив в доме Асада свою резиденцию, Мусаб начал призывать людей к Аллаху, рассказывая о Его пророке Мухаммаде, посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Постепенно всё большее число жителей Йасриба начали посещать собрания молодого проповедника Мусаба Ибн Умайра. Людей привлекала задушевность его бесед, простота и убедительность его доводов, любезность в обращении, а также чистота веры, которой светилось его красивое и приятное лицо.
Подобно тому, как Асйад Ибн аль-Худайр любил Коран, точно так же он любил посланника Аллаха. По его собственным словам, его душа становилась чище и прозрачнее, а вера усиливалась, когда он читал Коран, или когда слушал и видел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время его проповеди или беседы. Асйаду страстно хотелось прикоснуться к самому посланнику Аллаха и прильнуть к нему с лобызаниями. Удобный случай для этого ему вскоре представился.
Однажды Асйад развлекал собравшихся своим шутками и прибаутками. Придя в восторг от одной из его шуток, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находившийся рядом, толкнул его в бок.
— Мне больно, о посланник Аллаха! — воскликнул Асйад.
— Накажи же меня, о Асйад, — предложил Пророк.
Асйад сказал:
— Ты одет в рубашку, а на мне рубашки не было, когда ты толкнул меня.
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снял рубашку, Асйад заключил его в объятия и начал целовать его в бок со словами:
— Ты для меня и отец, и мать, о посланник Аллаха. Это было моим страстным желанием с тех пор, как я узнал тебя, и вот — оно сбылось!
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, платил Асйаду такой же любовью. Он всегда помнил, что Асйад одним из первых принял Ислам, помнил его героическую защиту Ислама в битве при Ухуде, где он получил семь смертельных ранений. Посланник Аллаха хорошо знал о том весе и авторитете, которыми пользовался Асйад у своего народа. Когда он ходатайствовал за кого-нибудь из своего народа, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, всегда удовлетворял его просьбу.
Сам Асйад рассказывал: “Как-то я пришёл к посланнику Аллаха и рассказал ему об одной нуждающейся семье из ансаров, большую часть которой составляли женщины. Пророк сказал:
— Ты пришёл к нам, о Асйад, когда мы уже израсходовали все средства, которые у нас имелись. Когда ты что-нибудь узнаешь о новых поступлениях, напомни нам об этой семье.
После этого, когда пришли средства из Хайбара, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поделил их между мусульманами, щедро вознаградив ансаров, в том числе и нуждающуюся семью, о которой речь шла выше. Я сказал ему:
— Да вознаградит тебя Аллах добром за то, что ты сделал для них всех, о пророк Аллаха!
Он сказал:
— Да ниспошлёт Аллах наилучшую награду вам, о ансары. Сколько я вас знаю, вы всегда были образцом скромности и терпения. А после меня вы встретитесь с корыстью…”
Асйад ещё рассказывал: “Когда халифом стал Умар Ибн аль-Хаттаб, то однажды, когда он делил между мусульманами деньги и имущество, мне он послал одежды, что я счёл незначительным даром. Как-то раз, когда я бы в мечети, мимо меня проходил юноша в одежде, которая была ему явно велика. Она была такого же фасона, как одежда, которую послал мне Умар. Полы одежды волочились за юношей по полу. Здесь мне пришли на ум слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “После меня вы встретитесь с корыстью”, и я повторил их, сказав: Правдив посланник Аллаха”.
Этот юноша немедленно отправился к Умару и передал ему мои слова. Умар поспешил прийти ко мне, когда я совершал Намаз, и сказал:
— Молись, о Асйад.
Когда я закончил Намаз, он приблизился ко мне и спросил:
— Что это ты такое говорил?
Я сказал ему о том, что слышал и что говорил. Умар воскликнул:
— Да простит тебя Аллах! Эту одежду я послал одному человеку из лучших ансаров, который присягал посланнику Аллаха в Акабе, участвовал в битвах при Бадре и Ухуде. А этот юноша из курайшитов купил у него эту одежду и нарядился в неё. Неужели ты думаешь, что сообщённое тебе посланником Аллаха сбудется в моё время?
Я ответил:
— Клянусь Аллахом, о вождь правоверных, я полагал, что этого не случится в твоё время”.
Асйад Ибн аль-Худайр недолго жил после этого. Аллах призвал его к Себе в период правления Умара. После себя он оставил долг в размере четырёх тысяч дирхемов. Чтобы выплатить долг, его наследники решили продать принадлежавшую Асйаду землю. Когда об этом узнал Умар, то сказал:
— Я не оставлю детей своего брата Асйада попрошайками и нахлебниками у людей.
Затем он поговорил с кредиторами и они удовлетворились тем, что в течение четырёх лет будут покупать урожай с его земли, оставляя себе тысячу дерхемов ежегодно в счёт долга.
Имя Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, − Абдуллах бин Усман бин Амир бин Амр Ибн Ка‘б бин Са‘д бин Тайм бин Мурра. Мурра был также и предком Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в шестом колене.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал Абу Бакра “Сиддик” (правдивейший) после ночного путешествия и вознесения, когда тот поверил тому, что говорил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, тогда как многобожники объявили его слова ложью.
Сообщается, что после того как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, был перенесён ночью к Отдалённейшей Мечети (аль-Масджид аль-Акса), люди стали говорить об этом. Некоторые из тех, кто уверовал в Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и верил его словам, отступились от веры, явились к Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, и сказали: «Веришь ли ты утверждениям твоего друга о том, что ночью его перенесли в Иерусалим?» (Абу Бакр) спросил: «А он говорит так?» Они ответили: «Да». (На это Абу Бакр) сказал: «Если он сказал так, значит, так оно и есть». (Эти люди) спросили: «И ты веришь, что за одну ночь он добрался до Иерусалима и вернулся до наступления утра?!» (В ответ им Абу Бакр) сказал: «Да, более того, я верю ему и в том, что больше этого! Я верю вестям с небес, (которые он приносит) утром и вечером». Вот почему Абу Бакр получил прозвище “Сиддик”. (Этот хадис приводит аль-Хаким)
Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, родился в Мекке на два года позже посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вырос в этом городе.
Внешний вид. Дочь Абу Бакра, Аиша, да будет доволен Аллах ими обоими, описывала его следующим образом: «Он был белокож, худ лицом и телом и сутул. У него были глубоко посаженные глаза, выпуклый лоб и редкая борода на щеках, а на пальцах не было волос».
Нравственные качества. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, часто вздыхал, отличался большой стыдливостью и благочестием, был требователен по отношению к родственникам и хранил свою честь и достоинство. Нет никаких указаний на то, что он когда-нибудь поклонялся идолам, но есть множество свидетельств его благонравия.
1. Он приравнял себя ко всем остальным людям, заявив, что на него распространяется действие тех же законов, что и на них.
2. Он заявил, что будет придерживаться принципа взаимодействия на основе справедливости.
3. Он призвал придерживаться правдивости и объявить войну лжи.
4. Он заявил о необходимости подавления притеснителей и проявления справедливости по отношению к притесняемым.
5. Он призвал к джихаду на пути Аллаха.
6. Он призвал людей препятствовать распространению разврата в обществе.
7. Он призвал людей подчиняться ему лишь до тех пор, пока сам он не будет нарушать заповеди Аллаха.
1. Незадолго до своей кончины посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, подготовил к походу на Муту войско, во главе которого поставил Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах. Усама получил приказ двигаться к границам Шама (старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.) и стал лагерем в аль-Джурфе, где к нему присоединились виднейшие сподвижники, среди которых был и Умар бин пль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах. Однако это войско не покидало Медину из-за болезни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и оставалось в своём лагере вплоть до его кончины и прихода к власти Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
Когда до Медины дошли известия о первых проявлениях вероотступничества, Усама посчитал, что необходимо выжидать, пока положение не прояснится, особенно с учётом того, что с ним находились многие авторитетные лица. Однако Абу Бакр, настаивавший на том, что Усама должен идти туда, куда ему было велено, отверг все предложения и сказал: «Лучшим началом для меня станет выполнение веления посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и пусть лучше меня унесут птицы, чем я не выполню его!» После этого он попросил Усаму оставить ему Умара. Усама позволил Умару остаться, после чего двинулся в путь.
Усама направился к границам Шама. Во время этого похода он разгромил вероотступников из племени кудаа, которые бежал в Думат аль-Джандаль, Усама же продолжал поход, пока не дошёл до окрестностей Муты. Там он успешно выполнил свою задачу и через 40 дней благополучно вернулся обратно с добычей.
2. Военные действия против вероотступников. Вести о вероотступничестве дошли до столицы исламского государства (Медины). Вероотступники подразделялись на три группы. В первую входили те, кто вернулся к идолопоклонству. Во вторую входили люди, которые последовали за теми, кто выдавал себя за пророков. К третьей относились те, кто продолжал исповедовать ислам, но отрицал обязательность закята, утверждая, что обязательным он был только при жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.
Для переговоров с халифом представители третьей группы направили в Медину делегацию, члены которой остановились у всех влиятельных сподвижников, за исключением аль-Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, да будет доволен им Аллах. Некоторые из этих сподвижников, в том числе Умар бин аль-Хаттаб, Абу Убайда бин аль-Джаррах, вольноотпущенник Абу Хузайфы Салим и другие, согласились с предложениями посланцев и стали обсуждать этот вопрос с Абу Бакром. Однако Абу Бакр не принял их предложения и произнёс получившие широкую известность слова:
«Клянусь Аллахом, даже если они откажутся отдать мне верблюжьи путы, которые они обычно отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я непременно стану сражаться с ними и из-за (этих пут)!»
В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер и Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, стал (халифом), а некоторые из арабов вернулись к неверию, Умар, да будет доволен им Аллах, спросил (Абу Бакра): «Как же ты можешь сражаться с этими людьми?!1Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Мне было велено сражаться с этими людьми (имеются в виду многобожники), пока они не скажут: “Нет бога, кроме Аллаха”, а кто произнесёт (эти слова, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву2, и тогда (лишь) Аллах произведёт с ним расчёт”!» (В ответ на это Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята3, ведь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы козочку, которую отдавали посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, я стану сражаться с ними из-за этого!»
Таково было мнение Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассматривавшего ислам как единое и неделимое целое, в силу чего он не считал возможным делать различия между теми или иным религиозными обязанностями. Закят является важнейшим элементом исламской экономической системы, одним из столпов ислама и одним из видов поклонения. Эту религию нельзя исповедовать частично, выполняя лишь некоторые из её установлений и не заботясь о других. Однако отдельные сподвижники посчитали, что в данном случае лучше проявить мягкость.
Умар сказал: «О халиф, добивайся расположения этих людей и прояви по отношению к ним доброту!» На это Абу Бакр ответил: «Я надеялся на твою помощь, а ты пришёл, чтобы оставить меня без поддержки! Неужели тот, кто во времена джахилийи был могуч, стал слабым в исламе? Откровения свыше прекратились, ибо эта религия стала совершенной, так неужели же она уменьшится, пока я жив?! Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не сказал, что исповедовать ислам можно только благодаря выполнению того, чего требует свидетельство? Свидетельство же требует совершения молитвы и выплаты закята, и, клянусь Аллахом, даже если все люди покинут меня, я буду сражаться с ними сам!»
После этого Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, написал всем вероотступникам общее послание и разослал его во все концы Аравии с посланцами, за которыми следовали войска. Эти посланцы должны были прочесть его послание людям, чтобы дать им возможность вернуться к истине, обдумать сложившееся положение и выполнить свой долг перед Аллахом, прежде чем начнутся военные действия и дело дойдёт до кровопролития.
В результате произошло несколько столкновений между отрядами мусульман и вероотступниками, а также лжепророками. Мусульмане не жалели сил, ведя эти боевые действия, и их вера проявилась наилучшим образом. Не прошло и года, как им удалось полностью остановить распространение смуты и вернуть вероотступников в лоно религии, которую принёс им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
3. Собирание священного Корана. Мысль о необходимости собирания Корана пришла в голову Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В “Сахихе” аль-Бухари приводится хадис, в котором сообщается, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
«После истребления вероотступников из Йамамы4 Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, послал за мной, (когда же я пришёл к нему,) оказалось, что у него находится Умар бин аль-Хаттаб. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умар пришёл ко мне и сказал: “Для чтецов Корана (имеются в виду люди, знавшие Коран на память) бой в Йамаме был трудным. Я опасаюсь, что чтецы станут погибать и в других сражениях, вследствие чего многое из Корана будет утрачено, и считаю, что ты должен велеть собрать Коран воедино”, и Умар повторял мне это, пока Аллах не вразумил меня, и я согласился с его мнением».
После этого Абу Бакр отдал приказ Зайду, и тот стал собирать Коран, (переписывая то, что было записано) на голых пальмовых ветвях и плоских белых камнях, и записывая то, что запомнили наизусть люди.
4. Мусульманские завоевания. После того как власть Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен им Аллах, упрочилась, мятежи вероотступников были подавлены и все дела пришли в порядок, Абу Бакр занялся тем, что является высшей целью ислама, то есть возвышением свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад − посланник Аллаха, и выведением людей с помощью этого свидетельства из мрака к свету. Настало время распространения исламского призыва за пределами Аравийского полуострова.
При жизни Абу Бакра мусульманские завоевания велись на двух направлениях. Первым было восточное направление, где мусульманам противостоял Иран. После того как Халид бин аль-Валид закончил сражаться с вероотступниками, Абу Бакр направил войско под его командованием в Ирак для сражений с персами, которые отвергли исламский призыв. Первым было сражение при Казиме. Персы потерпели поражение, их командующий погиб, а мусульмане захватили богатую добычу. После этого мусульмане одержали победы в нескольких других битвах, после чего в результате боевых действий или мирных переговоров, подчинили себе большинство районов страны к западу от Евфрата, сделав центром завоёванных земель Хиру.
В месяце сафар 13 г. х. Абу Бакр приказал Халиду бин аль-Валиду взять часть войска и направиться в Шам для оказания помощи мусульманам, сражавшимся с византийцами. Наместником Ирака был назначен аль-Мусанна бин Хариса.
Вторым было северное направление, где мусульмане сражались с византийцами. Абу Бакр послал в Шам войско под командованием Халида бин Саида бин аль-‘Аса, который разбил лагерь в Тайме и встретился с византийцами, после чего отправил Абу Бакру послание с просьбой о помощи. В ответ на это Абу Бакр снарядил четыре отряда. Первый, которым командовал Амр бин аль-‘Ас, был направлен в Палестину; второй отряд под командованием Шурахбиля бин Хасана был направлен в Иорданию; третий под командованием Йазида бин Абу Суфйана был направлен в Балку, а четвёртый под командованием Абу Убайды бин аль-Джарраха был направлен в Химс.
Отряды мусульман достигли Шама и Палестины в начале 13 г. х. Сначала дело ограничилось мелкими стычками, за которыми последовали крупные сражения и великие завоевания.
Сражение при Аджнадайне (13 г. х.) После первых стычек мусульман с византийцами император Византии Ираклий собрал для сражения с ними большую армию.
Мусульмане обратились за помощью к Абу Бакру, который велел Халиду бин аль-Валиду, да будет доволен Аллах ими обоими, выступить из Ирака с частью войск. Халид бин аль-Валид удивительно быстро пересёк пустыню и соединился с силами мусульман в Шаме. Он взял на себя общее командование и провёл прекрасную реорганизацию войска, после чего все мусульманские отряды двинулись на соединение с Амром бин аль-‘Асом, который противостоял крупным силам византийцев в месте под название Аджнадайн на территории Палестины. После этого началась битва, в которой византийцы потерпели крупное поражение.
Сражении при Мардж ас-Суффар (13 г. х.) Это сражение с византийскими войсками, которые пришли из расположенного на севере Химса произошло к югу от Дамаска. Халид и Абу ‘Убайда находились за рядами воинов и вместе с ними двигались навстречу посланной Ираклием армии. У византийцев было достаточно сил, чтобы спасти гарнизон осаждённого мусульманами Дамаска. Мусульмане были вынуждены выступить навстречу византийцам, численность которых достигала 10 000 человек. Мусульмане встретились с ними на равнине Мардж ас-Суффар, и когда Халид бин аль-Валид увидел противника, он поспешил построить свои войска так же, как и в день битвы при Аджнадайне. После этого началось сражение, в котором византийцы потерпели поражение. Многие из них погибли, а остальные разбежались, мусульмане же захватили их лагерь.
_____________________
1 Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, принял решение начать боевые действия против тех племён, которые отказались выплачивать закят.
2 То есть если человек не будет нарушать установлений шариата, поскольку лишь в этом случае он может лишиться гарантированного исламом права на неприкосновенность личности и имущества.
3 Молитва и закят относятся к числу столпов ислама, и в этом смысле они неотделимы друг от друга. Таким образом, человек, не признающий необходимость выплаты закята, отрицает один из столпов ислама, что равнозначно отрицанию и всех остальных его столпов, так как подобное ставит человека вне рамок исламской религии.
4 Йамама − район на северо-востоке Аравийского полуострова, где мусульмане сражались со сторонниками лжепророка Мусайлимы, которые были разбиты в 634 г. в битве при Аркабе.