По свидетельству Абу Абд ар-Рахмана Абдуллаха, сына Умара ибн ал-Хаттаба (да будет Аллах милостив к ним обоим), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:
Ислам покоится на пяти [столпах]1: (1Слова"столпы" нет в арабском тексте, и оно добавлено для ясности. Столпы (аркан) часто упоминаются в подобном контексте.) утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закат2, (2См. прим.2 к хадису 2.) совершать паломничество в Дом3 (3См. прим.3 к хадису 2.) и поститься в Рамадан.
Приводится у ал-Бухари и Муслима.
По свидетельству Эмира Правоверных1, (1Титул халифов.) Абу Хафса Умара ибн ал-Хаттаба2 (2Второй халиф Ислама.) (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:
Все действия - преднамеренны, и каждому воздается по его намерениям. Поэтому, у того, чье переселение3 (3Имеется в виду религиозное переселение, в особенности из Мекки в Медину.)было ради Аллаха и Посланника Его, переселение будет ради Аллаха и Посланника Его, а у того, чье переселение было ради мирской выгоды или ради женитьбы, переселение будет ради того, ради чего он переселялся.
Приводится двумя Имамами знатоков хадисов, Абу Абдуллахом Мухаммадом ибн Исмаилом ибн Ибрахимом ибн ал-Мугира ибн Бардизбахом ал-Бухари и Абу л-Хусаином Муслимом ибн ал-Хаджджаджем ибн Муслимом ал-Кушаири ан-Наисабури, в их двух Сахихах, которые являются самыми надежными сборниками [хадисов].
По свидетельству Умара1 (1т.е.Умара ибн ал-Хаттаба, второго халифа.) (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:
Однажды, когда мы сидели вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), перед нами появился человек в необычайно белых одеждах и с необычайно черными волосами; на нем не было никаких следов дальнего путешествия, но никто из нас не знал его. Он подошел и сел напротив Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир). Прикоснувшись коленями к его коленям и положив ладони на его бедра, он сказал: "О Мухаммед, расскажи мне об Исламе!" Посланник Аллаха сказал: "Ислам - это значит: утверждать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, произносить молитвы, платить закат2, (2Этот термин часто переводится как "налог на бедность", "налог на бедных" и обозначает налог, взимаемый с дохода и раздаваемый неимущим.) и поститься в Рамадан и совершать паломничество в Дом3, (3Кааба и Святая Мечеть в Мекке.) если ты в состоянии делать это". Он сказал: "Ты сказал верно". И мы были удивлены, что он спросил [Посланника] и сказал, что тот сказал верно. Он сказал: "Теперь расскажи мне об имане4". (4Иман обычно переводится "вера", но поскольку это один из основных терминов Ислама, мы сохранили арабское слово.) Тот сказал: "Это значит: верить в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Судный День, верить в божественное предначертание, как в его добро, так и в его зло". Он сказал: "Ты сказал верно". Он сказал: "Расскажи мне об ихсане5". (5В данном контексте слово ихсан имеет особое религиозное значение, которое нельзя передать одним словом. Обычно ихсан переводится "добро", "благодеяние", "богоугодное дело", и т.п. Корень имеет также значение "делать отлично, умело", которое встречается в хадисе 17.) Тот сказал: "Это значит: поклоняться Аллаху, как будто ты видишь Его; ведь когда ты не видишь Его, воистину, Он видит тебя". Он сказал: "Теперь расскажи мне о Часе6". (6т.е. о Судном Дне.) Тот сказал: "Спрашиваемый не знает больше спрашивающего". Он сказал: "Расскажи мне теперь о его предзнаменованиях". Тот сказал: "У рабыни родится ее госпожа7, (7Это предложение может быть по-разному истолковано. В своем комментарии ан-Навави дает несколько возможных интерпретаций. Например, у рабынь родятся дети, которые станут свободными и будут, таким образом, хозяевами своих родителей. Слово ама, обычно переводимое "рабыня", может также относиться к любой женщине, поскольку мы все рабы или слуги Аллаха. Тогда возможен перевод: "У женщины родится ее хозяин", т.е. настанут времена, когда дети будут настолько не уважать родителей, что они будут обращаться с ними, как со слугами. Комментаторы также указывают, что слово рабба ("госпожа") может здесь включать в себя слово рабб ("господин").) и ты увидишь босых, нагих, обездоленных пастухов, соревнующихся в строительстве высоких зданий". После этого он ушел, а я еще остался ненадолго. Тогда он сказал: "О Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?" Я сказал: "Аллах и Посланник Его знают лучше всего". Он сказал: "Это был Джабрил, который пришел к тебе научить тебя твоей религии".
Приводится у Муслима.
Хвала Аллаху, Господину миров. Вечному Хранителю небес и земель. Властелину всех живых существ, Рассылающему Посланников (да благословит их Аллах и да ниспошлет им мир), которым поручено наставлять и открывать религиозные законы при помощи достоверных знамений и видимых доказательств. Я восхваляю Его за Его милосердие и прошу Его увеличить Его благосклонность и великодушие. Я утверждаю, что нет бога, кроме Аллаха, Которому нет сотоварищей. Единого, Покорителя, Милостивого, Всепрощающего, и я утверждаю, что Господин наш Мухаммад - Слуга Его и Его Посланник, Его избранник и Его возлюбленный, наилучший из всего сотворенного, который был почтен драгоценным Кораном, непреходящим чудом на все времена, своими суннами просвещающий духовных наставников; наш Господин Мухаммад избран за выразительность речи и терпимость религии (да благословит Аллах его, других Пророков и Посланников, их семьи и других благочестивых людей и да ниспошлет им мир).
Итак: до нас дошли свидетельства Али ибн Аби Талиба, Абдуллаха ибн Масуда, Муаза ибн Джабала, Абу д-Дарда, Ибн Умара, Ибн Аббаса, Анаса ибн Малика, Абу Хурайры и Абу Саида ал-Худри (да будет Аллах милостив к ним), через многие цепочки свидетельств и в разных версиях, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал: "Тот, кто запомнит и сохранит для моего Народа сорок хадисов, относящихся к их религии, того воскресит Аллах в Судный День вместе со знатоками закона и религии". Другая версия гласит: "Аллах воскресит его, как знатока закона и религии". Версия Абу д-Дарда гласит: "В Судный День я буду его заступником и свидетелем". Версия Ибн Масуда гласит: "И будет сказано ему: войди в любые врата Рая, какие пожелаешь". Версия Ибн Умара гласит: "Он будет внесен в один список со знатоками религии и будет воскрешен вместе с мучениками". Знатоки хадисов пришли к единому мнению, что это - слабый хадис, несмотря на то, что он известен в нескольких вариантах.
Знатоки религии (да будет Аллах милостив к ним) написали бесчисленное количество работ в этой области. Насколько мне известно, первым был Абдуллах ибн ал-Мубарак, затем Ибн Аслам ат-Туси, благочестивый мудрец, затем ал-Хасан ибн Суфйан ан-Насаи, Абу Бакр ал-Аджурри, Абу Бакр Мухаммед ибн Ибрахим ал-Асфахани, ад-Даракутни, ал-Хаким, Абу Нуаим, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами, Абу Саид ал-Малини, Абу Усман ас-Сабуни, Абдуллах ибн Мухаммед ал-Ансари, Абу Бакр ал-Баихаки и многие-многие другие, как в древние времена, так и в нынешние.
Я попросил Аллаха Всевышнего наставить меня в составлении сорока хадисов в подражание этим великим религиозным вождям и хранителям Ислама. Знатоки религии пришли к выводу, что разрешается ввести в практику слабый хадис, если он касается добродетельных поступков; несмотря на это, я основываюсь не на этом хадисе, а на том, что [Пророк] сказал (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) достоверный хадис: "Пусть тот из вас, кто был свидетелем, перескажет тому, кто отсутствовал", и что он сказал (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир): "Пусть Аллах сделает сияющим [лицо] того, кто слышал, что я сказал, выучил это и передал так, как он это слышал". Кроме того, есть несколько знатоков религии, которые составили сорок хадисов по основным правилам религии, по второстепенным вопросам или по джихаду, в то время как другие составили сборники по аскетизму, по правилам поведения или по проповедям. Все это - благочестивые цели, и да будет Аллах милостив к тем, кто их преследует. Я, однако же, счел необходимым составить сорок хадисов, которые важнее всех других, сорок хадисов, которые вбирают в себя все другие, так чтобы каждый хадис был хадисом великих религиозных устоев, названных знатоками религии "осью Ислама", "половиной Ислама", "третью его", и т.п., и чтобы все сорок хадисов были преимущественно достоверными и находились в Сахихах ал-Бухари и Муслима. Я привожу их без цепочки свидетельств, чтобы их было легче запомнить и чтобы, с благословения Аллаха, они более широко использовались, и добавил к ним комментарий, объясняющий малопонятные места1. (1В данный перевод включен только текст, без комментариев ан-Навави.)
Все, кто хотят достичь потустороннего мира, должны знать эти хадисы, потому что они затрагивают очень важные вопросы и дают указания, касающиеся всех форм повиновения - это понятно каждому, кто над этим размышлял. На Аллаха я уповаю, полагаюсь на Него и вверяю себя в Его руки; хвала Ему и благоволение, и да дарует Он нам успех и убережет нас [от ошибок].
Подробнее...