Как известно, Ислам – не просто религия, Ислам – это образ жизни человека, он затрагивает все её стороны до мельчайших деталей и объясняет их.
Присутствие собаки в доме
Не оставлен в мусульманской религии без внимания и вопрос о содержании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому вопросу. Так, аль-Бухари и Муслим привели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую собаку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «...за исключением охраняющей пашню, овец или же охотничьей». В некоторых хадисах приводится, что каждый день благие поступки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сборнике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть изображение, собака или оскверненный».
Из вышесказанного ясно, что держать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах делается исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А таковыми являются охотничьи собаки и собаки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-полицейские, поскольку от них есть польза.
Комментируя свод хадисов Муслима, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необходимости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допустимости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мнения. Согласно первому держать их недопустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозволенности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относительно этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.
По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в дома, в которых они есть. Ангелы-хранители же никогда не расстаются с человеком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за совершенный благой поступок в размере на один или два кирата, то об истинном его размере известно лишь Аллаху. Говорят, что это зависит от вреда, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьшается на два кирата за содержание собак в городах и селениях и на один за собак в пустынях. Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесточить это и сообщил, что вознаграждение уменьшается на два кирата, однако важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки.
Ученые объясняют, что вознаграждение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный ангелам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение уменьшается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.
Торговля собаками
Муслим передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил получать деньги от продажи собак, за проституцию и гадание. В одном из хадисов Рафиа ибн Хадидж передаёт, что он слышал как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Худший заработок – это заработок проститутки, деньги за собаку и кровопускание». В другом хадисе говорится: «Деньги за собаку – мерзость, заработок проститутки – мерзость и заработок за кровопускание – также мерзость». Ад-Дамири в своей книге пишет: «Продажа собак по нашему (шафиитов) мнению недействительна, в противоположность Малику, который дозволил их продажу, так что маликитский ученый Сухнун сказал: «На эти деньги можно совершить хадж». Абу Ханифа же сказал, что «допустимо продавать не злых собак» (Ад-Дамири. Хаяту аль-хайвани аль-кубра. Т. 2. С. 261).
Ан-Навави говорит: «Что касается запрета на получение денег за собак и того, что это худший и мерзкий заработок, то это указывает на запрет торговли собаками, что договор продажи собак недействителен и деньги, полученные за них, не являются дозволенными» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 232). Возмещать ущерб за причинение вреда собаке также не нужно, независимо, дозволено ли содержать эту собаку или нет. Этого мнения придерживается большинство мусульманских учёных, среди которых аш-Шафии и имам Ахмад. Абу Ханифа сказал, что договор продажи собак, от которых есть польза, действителен, и что за причинение вреда такой собаке необходимо возмещать ущерб. Ибн аль-Мунзир привёл от Джабира, Ата и ан-Нах'и, что допустимо продавать только охотничью собаку. От Малика передано несколько хадисов, один из которых гласит о недопустимости продажи собаки, но об обязанности возмещения причиненного ей ущерба.
Доказательством большинства ученых являются вышеприведенные хадисы. Что касается хадисов, в которых приведен запрет на получение денег от продажи собаки, за исключением охотничьей, а также о том, что Усман наложил штраф на человека за убийство собаки в размере двадцати верблюдов, и что Амр ибн аль-Ас считал необходимым возмещать ущерб за убийство собаки, то все эти хадисы слабые согласно мнению всех хадисоведов.
У аш-Шавкяни приведён комментарий на хадис из двух сборников «Сахихов» о том, что Пророк (мир ему и благословение) запретил получение денег за собак: «Это доказательство в пользу запрета продажи собак, и явный смысл этого хадиса указывает, что нет разницы между собакой обученной или иной, независимо, дозволено ли ее держать или нет» (Аш-Шавкяни. Найл аль-автар. Т. 5. С. 153). Этого мнения придерживается большинство ученых. Абу Ханифа сказал: «Допустимо продавать собак», а Ата и ан-Нах'и сказали, что можно продавать только охотничью собаку, на это указывает хадис, приведенный ан-Насаи, переданный Джабиром: «Запретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получать деньги за собаку, за исключением охотничьей», однако относительно этого хадиса существует сомнение.
Из всего вышеупомянутого становится ясно, что торговля собаками допустима по одному из хадисов, приводимых имамом Маликом, как об этом сказал Сухнун. Также, по мнению Абу Ханифы, можно торговать собаками, которые не приносят вреда, а по мнению аш-Шафии, торговля собаками однозначно запрещена.
Камаледдин ад-Дамири в своей книге «Хаят аль-хайван аль-кубра» упоминает, что собаки являются нечистыми животными, будь они обученными или нет, маленькими или большими. Этого же мнения придерживаются аль-Авзаи, Ахмад, Абу Ханифа, Исхак, Абу Савр, Абу Убайд, а также имам аш-Шафии. Шафииты аргументируют нечистоплотность собаки хадисом от аль-Бухари и Муслима: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то пусть он выльет [оставшееся] и помоет посуду семь раз, один из которых землей». Они сказали, что если бы оставшееся в посуде было чистым, то Пророк (мир ему и благословение) не повелел бы вылить его, поскольку это является расточительством.
Имам ан-Навави в своём комментарии на «Сахих» Муслима об этом хадисе говорит следующее: «Хадис указывает на обязательность очищения посуды водой семикратно оттого, что собака – нечистое животное. Если ее моча, помет, кровь, пот, шерсть или слюна попадут на одежду, тело человека или какой-то чистый предмет, то его необходимо помыть семикратно, один раз из которых землей».
Великий богослов имам аш-Шарани в своей книге «Аль-бахр уль-мавруд» пишет следующее: «Все живое вокруг нас Аллах наделил особенностями, свойственными только ему и никому другому. Особо приближенные к Аллаху люди видят эти особенности и перенимают их. Подобные качества они наблюдают и у собак, когда те переносят грубость со стороны людей, не прячут что-либо на запас, питаются тем, что найдут, пьют воду из луж и довольны тем, что дает им Господь. Они добродушны и ласковы к тем, кто сделал им доброе, не злобны к тем, кто с ними плохо обошёлся».
Собаке присущи десять качеств, придерживаться которых следует и верующему человеку:
1. Она постоянно испытывает голод, а это качество праведных.
2. Она проводит во сне только малую часть ночи, а это из качеств выстаивающих ночи в молитве.
3. Если прогонять её из дома даже тысячу раз, она не покинет порога хозяина, а это из признаков искренних.
4. Когда она умирает, то не оставляет наследства, а это из признаков аскетов.
5. Она довольствуется самым плохим местом, а это из признаков довольствующихся.
6. Оно смотрит на каждого и ждёт, что кто-то бросит ей что-нибудь из еды. А это из качеств испытывающих нужду.
7. Если на неё бросить или высыпать горсть земли, то она не будет злиться, а это из качеств влюбленных в Аллаха.
8. Если её прогонят с её места, то она покинет его и пойдет на другое, а это из поступков восхваляющих Аллаха
9. Если ей бросят лишь кусок хлеба, то она съест его и проведёт ночь, а это из признаков довольствующихся малым.
10. Когда она перебирается из одного места в другое, то не берёт с собой ничего, а это из признаков уповающих на Аллаха. И в этом есть мудрость для человека».
«Кашифату ассаджа»
Из сборника фетв Атията Сакара, руководителя Комиссии по фетвам при Университете Аль-Азхар (Египет)
Подробнее...