Хадисы

По свидетельству сына Аббаса (да будет Аллах милостив к ним обоим), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Если бы люди получали то, что они требуют, они стали бы требовать богатства и кровь [других] людей, но бремя доказывания лежит на том, кто требует, а приношение клятвы - долг ответчика.

Хороший хадис, приведенный ал-Баихаки и другими в этой форме, а часть его приводится в двух Сахихах1. (1т.е. в сборниках ал-Бухари и Муслима.)

По свидетельству Абу Наджиха ал-Ирбада ибн Сарийа (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) прочел нам проповедь, при которой наши сердца наполнились страхом и слезы выступили на глазах. Мы сказали: "О Посланник Аллаха, это похоже на последним проповедь, так дай нам наставление!" Он сказал: "Мое наставление вам: бойтесь Аллаха (да славится имя Его) и оказывайте полное повиновение, даже если раб встанет над вами. Воистину, тот из вас, кто будет жить [долго], станет свидетелем больших распрей, так что придерживайтесь моей сунны1 (1Первоначальное значение этого слова - "путь", но оно часто употребляется для обозначения тех слов, деяний и решений Пророка, которые дошли до нас в передаче.) и сунны праведных Рашидских Халифов2 (2Титул ал-Хулафа ар-Рашидун дается четыре первым Халифам Ислама.) - не отступайте от них ни на йоту3. (3Букв. "сожмите зубы на них".) Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение - это изменение, а каждое изменение - это заблуждение, а каждое заблуждение ведет в геенну".

Приводится у Абу Давуда и ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис.

По свидетельству Абу Саида ибн Малика ибн Синана ал-Худри (да будет Аллах милостив к нему), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Не причиняй вреда себе и другим.

Хороший хадис, приведенный Ибн Маджахом, ад-Даракутни и другими и считающийся муснад хадисом1. (1муснад хадис - это хадис с полной цепочкой свидетельств от рассказчика до самого Пророка.) Он также приводится у Малика в ал-Муватта2 (2Классический труд по хадисам и юриспруденции Анаса ибн Малика (ум. в 179 г.х.). См. прим.1 к хадису 13.) как мурсал3 (3мурсал хадис - это хадис, у которого цепочка свидетельств обрывается на Последователе (т.е., современнике Сподвижника Пророка, см. прим. к хадису 25) и не сообщает имени Сподвижника Пророка. Достоверность мурсал хадиса считается более вероятной, если ее можно подтвердить другим мурсал хадисом с другой цепочкой свидетельств.) хадис с цепочкой свидетельств, восходящей к Амру ибн Йахйа, его отцу и к Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), но без упоминания Абу Саида, у которого приводятся другие цепочки свидетельств, подтверждающие друг друга.

По свидетельству ан-Навваса ибн Самана (да будет Аллах милостив к нему), Пророк (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Праведность - это хорошие моральные устои, а прегрешения - это то, что шевелится в твоей душе и то, о чем ты не хочешь, чтобы узнали люди.

Приводится у Муслима.

По свидетельству Вабиса ибн Мабада (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

[Я пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), и он сказал:] "Ты пришел, чтобы спросить о праведности?" Я сказал: "Да". Он сказал: "Спроси свое сердце! Праведность - это то, о чем душа не беспокоится и сердце не беспокоится, а прегрешение - это то, что шевелится в душе, мечется в груди даже после того, как люди много раз сказали тебе, что, по их мнению, ты поступил законно1. (1Автор собрания хадисов вероятно объединил эти два хадиса из-за сходности предмета и языка.)

Хороший хадис, который приводится в Муснадах2 (2Сборники хадисов, упорядоченные не по предмету, а по именам людей, которые передали слова Пророка.) двух Имамов, Ахмада ибн Ханбала и ад-Дарими, с надежной цепочкой свидетельств.

По свидетельству Абу л-Аббаса Сахла ибн Сада ас-Саиди (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) и сказал: "О посланник Аллаха, укажи мне деяние, которое, если я выполню, [заставит] Аллаха полюбить меня, и [заставит] людей полюбить меня. Он сказал: "Отрекись от мира, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя".

Хороший хадис, переданный Ибн Маджахом и другими на основании надежной цепочки свидетельств.

По свидетельству Абу Хурайры (да будет Аллах милостив к нему), который сказал: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Каждая часть тела человека должна совершать богоугодные дела каждый день, в который встает солнце: поступать справедливо [в споре] двух людей - это богоугодное дело; помочь человеку сесть в седло, подсаживая его или навьючивая его имущество - это богоугодное дело; доброе слово - это богоугодное дело; каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве1 (1т.е., на пути к мечети.) - это богоугодное дело; убрать препятствие с дороги - это богоугодное, дело.

Приводится у ал-Бухари и Муслима.

По свидетельству Абу Салаба ал-Хушани Джурсума ибн Нашира (да будет Аллах милостив к нему), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказал:

Аллах Всемогущий установил религиозные обязательства, поэтому не пренебрегай ими; Он установил границы, поэтому не переступай их; Он наложил запреты на некоторые вещи, поэтому не преступай их; о некоторых вещах Он умолчал - из сострадания к тебе, а не от забывчивости - поэтому не пытайся узнать их.

Хороший хадис, приведенный ад-Даракутни и другими.

Также по свидетельству Абу Зарра (да будет Аллах милостив к нему):

Несколько Сподвижников1 (1Арабским словом Сахаби (мн. ч. Асхаб или Сахаба) называют человека, который встречался с Пророком, верил в него и умер мусульманином.) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир) сказали Пророку (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир): "О Посланник Аллаха! Богатые получают все вознаграждения: они молятся, как и мы молимся, они постятся, как и мы постимся, и они отдают на богоугодные дела излишки своего богатства".
Он сказал: "Разве не сотворил и для вас Аллах то, что вы отдаете на богоугодные дела? Воистину, каждая тасбиха2 (2т.е., произносить Субханаллах (Как далек Аллах от всякого несовершенства).) - это богоугодное дело, каждая такбира3 (3т.е., произносить Аллаху акбар (Аллах велик).) - богоугодное дело, каждая тахмида4 (4т.е., произносить Ал-хамду лиллах (Хвала Аллаху).) - богоугодное дело, и каждая тахлила5 (5т.е., произносить Ла илаха илла ллах (Нет бога, кроме Аллаха).) - это богоугодное дело; принять участие в добром -это богоугодное дело, и предотвратить зло - это богоугодное дело, и половой акт каждого из вас - это богоугодное дело.
Они сказали: "О Посланник Аллаха, когда один из нас удовлетворяет половое желание, будет ли он вознагражден за это?" Он сказал: "Разве вы не считаете, что тот, кто поступает против закона, совершает грех? Так и тот, кто поступает по закону, будет вознагражден".

Приводится у Муслима.

По свидетельству Муаза ибн Джабала (да будет Аллах милостив к нему), который сказал:

Я сказал: "О Посланник Аллаха, расскажи мне о деянии, которое приведет меня в Рай и не даст мне очутиться в геенне!" Он сказал: "Ты спросил меня об очень важном, но оно понятно тому, кому Аллах Всемогущий сделает его понятным. Ты должен поклоняться Аллаху, не придавая Ему никого в сотоварищи; ты должен произносить молитвы, платить закат1; (1см. прим. 2 к хадису 2.) ты должен поститься в Рамадан и ты должен совершать паломничество в Дом2". (2см. прим. 3 к хадису 2.) Потом он сказал "Хочешь, я покажу тебе двери благочестия? Пост, [который] есть щит; богоугодное дело, [которое] уничтожает грех, как вода уничтожает огонь; и молитва человека глубокой ночью". Потом он прочитал: "Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили. Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили"3. (3Коран,сура 32, стихи 16-17. В арабском тексте, как и обычно при длинной цитате из Корана, приводятся только первые и последние слова цитаты.) Потом он сказал: "Рассказать тебе о высшей точке всего, его столбах и его верхней части?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал: "Высшая точка всего - это Ислам, столб - это молитва, а верхняя часть - это джихад"4. (4Хотя арабское слово джихад переводится "священная война", его значение шире и включает в себя любое действие, направленное на поддержку Ислама. Поэтому мы решили сохранить арабское слово.) Потом он сказал: "Рассказать тебе о том, как этого достичь?" Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он взялся за язык и сказал: "Придерживай его". Я сказал: "О Посланник Аллаха, разве то, что мы говорим, будет обращено против нас?" Он сказал: "Пусть твоя мать лишится тебя, Муаз! Что другое повергает людей лицом - или, как он выразился, носом - в геенну, как не плоды их языка?"

Приводится у ат-Тирмизи, который говорит, что это хороший и достоверный хадис.

(Это хадис кудси (священный хадис), т.е. хадис, в котором Пророк приводит то, что ему открыл Аллах, хотя и необязательно теми же словами, хадис кудси ни в коей мере не считается частью Корана.)
По свидетельству Абу Зарра ал-Гифари (да будет Аллах милостив к нему), идущему от Пророка (да благословит его Аллах и да ниспошлет ему мир), среди пересказанных изречений его Господа (да прославится имя Его) было следующее:

О слуги Мои, Я запретил притеснение Самому Себе и запретил это вам, поэтому не притесняйте друг друга.
О слуги Мои, все вы заблуждаетесь, кроме тех, кого Я наставил, поэтому ищите Моего наставления, и Я наставлю вас. О слуги Мои, все вы голодны, кроме тех, кого Я накормил, поэтому ищите пищи Моей, и Я накормлю вас. О слуги Мои, все вы наги, кроме тех, кого Я одел, поэтому ищите одежд Моих, и Я одену вас. О слуги Мои, вы грешите ночью и днем, и Я прощаю все грехи, так ищите прощения Моего, и Я прощу вас.
О слуги Мои, вы не можете добиться такого вреда Мне, чтобы повредить Мне, и вы не можете добиться такого благодеяния Мне, чтобы облагодетельствовать Меня. О слуги Мои, даже если первые из вас и последние из вас, люди среди вас и джинны среди вас, были бы так же благочестивы, как самое благочестивое сердце одного из вас, это не увеличит Моего царства ни в чем. О слуги Мои, даже если первые из вас и последние из вас, люди среди вас и джинны среди вас, были бы так же порочны, как самое порочное сердце одного вас, то это не уменьшит Моего царства ни в чем. О слуги Мои, даже если первые из вас и последние из вас, люди среди вас и джинны среди вас, соберутся в одном месте и обратятся с просьбой ко Мне, и если Я дам каждому то, что он просит, это уменьшит то, чем Я обладаю, не в большей степени, чем иголка, опущенная в море, уменьшает его2. (2Имеется в виду капля воды, которая остается на иголке после того, как ее опустили в воду и вынули.)
О слуги Мои, ваши деяния Я подсчитываю и затем вознаграждаю вас, так что пусть тот, обретет добро3, (3В загробном мире.) восхваляет Аллаха, а тот, обретет другое, пусть винит только самого себя.

Приводится у Муслима.

Последние комментарии

Яндекс.Метрика