Ислам - Иман - Ихсан

Основу исламской религии составляет Вера в Единого Аллаха (اللهُ — Аллаh).

Всевышний Аллах в Коране говорит:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...» (сура 47 "Мухаммад" 19 аят)

Во фразе لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللهُ «ля иляха илля Аллах» (нет божества, кроме Аллаха), выражается основной принцип ислама «таухид»  – вера в Единого Господа. Кроме того, «ля иляха илля Аллах» – это первая половина свидетельства, посредством которого человек становится мусульманином.

Счастье как в этом мире так и в предстоящей жизни достигается только через веру в Аллаха. Неверующая душа остается неуверенным, испуганным, потерянным и слабым, без стабильности.
Истинное счастье заключено в повиновении Аллаху, вечно Живому, и в отказе от грехов, потому что именно так достигается безграничный успех праведников. Аллах сказал: «Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех» (Коран, 3" Аль Имран" аят 185).

Вера в Аллаха Всевышнего — это принцип, причина, по которой Аллах создал небо, землю, Рай, адский огонь, баланс, прямой путь и всего человечества. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Я создал джиннов и всего человечества, чтобы они поклонялись мне». (Сура 51 "аз-Зарийат" аят 56)

Передано от имама Аль-Бухари в его книге «Сахих Аль-Бухари», от Абу – Хурайры, да благословит их Аллаh, что Пророк Мухаммад, мир Ему, когда Его спросили: «Какое наилучшее дело?», он ответил: «Вера в Аллаhа и Его Посланника».

А так же пророк Мухаммад ﷺ сказал Абу Зарру, да будет ему Милость Всевышнего: «Ты явишься к народам из людей Писания, и пусть первое к чему ты будешь призывать, это к Вере в Единственность Всевышнего. И когда они примут это, то расскажи о том, что Аллаh Повелел выполнять ежедневно пятикратный намаз вовремя». (Аль-Бухари)

Таухид - Наука о Единобожии

Самой ценной и обязательной для каждого человека наукой является наука о Единобожии (таухид), посредством которой осуществляется познание Всевышнего Аллаха через присущие Ему атрибуты (сыфаты).

Имам Абу Ханифа сказал в своей книге «Аль-Фикхуль-Акбар»:
«Знания по Вере (таухид-акыда) находятся в непревзойденном преимуществе перед знаниями правовых вопросов Шари’ата (фикх)».

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует, и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Он один, и нет для Него сотоварищей. Ни в Его сущности (зат), ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Он един, и для Него нет пары; Он вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Он существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Он живой и не умирает. Слышит и видит всё сущее. Он разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По Его воле происходит всё хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Он всезнающий и всемогущий.

Всевышний Аллах в Коране в суре 112 "аль-Ихлас" говорит: «Скажи [о Мухаммад]: Он - Аллах Единый [нет у Него сотоварища], Аллах Самодостаточный [не нуждается ни в ком и не в чем], Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему [Ему нет ни равного и ни подобного]» 

По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, впереди, сзади и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо само слово «где» указывает на какое-то определённое место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего. Утверждение, что Аллах находится на небесах или на Арше или что Он везде, делает Его похожим на Его творения. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Размышляйте над милостями Аллаха и не размышляйте о (сущности) Аллаха». Не разрешается пытаться познать Всевышнего Аллаха с помощью воображения, потому что Всевышний Аллаха не является Тем, Кого можно представить.

Сыфаты - атрибуты Аллаха

У Всевышнего Аллаха есть 99 имён - эпитетов – прекраснейшие имена («аль-Асма аль-хусна»). Все они являются Его атрибутами (сыфатами), и в этом необходимо быть убеждённым. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин обязан знать следующие обязательные атрибуты (сыфаты) Господа нашего и понимать их смысл.

Сыфаты Аллаха — это атрибуты, качества Аллаха , присущие только Ему Одному. Сифаты Аллаха вечны, они не имеют начала, не являются созданными и не имеют конца. Сифаты Аллаха не меняются, не зависят ни от чего и ни от кого, они бесподобны и присущи только Единому Господу.Каждый мусульманин должен знать хотя бы следующие Сифаты Аллаха и понимать их смысл, ибо отрицание их означает, что человек впадает в неверие (куфр). Да сохранит нас Господь от этого!

Классификация сыфатов Аллаха

I. Сыфат Нафсия (Атрибут сущности)

الوجُود аль-Вуджуд - Существование

Доказательством существования Аллаха является существование Его творений — Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами, растительного и животного мира. Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим Законам Творца, составляющим целый спектр, от локальных до глобальных, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.
В природе существует свыше двух миллионов видов животных, растений и грибов, не говоря уже о микроорганизмах. Каждый из этих видов, с одной стороны, гармонично вписывается в систему живой природы (биосферу), является логически необходимой ее частью, находящейся в тесном взаимодействии, взаимосвязи с другими ее частями, с другой же стороны, сам является высокоорганизованной, совершенной и гармоничной системой с логически необходимыми и достаточными составными частями, идеально приспособленными для выполнения своих функций.

Словом, все сущее подчинено единой логике, единому замыслу, и нетрудно видеть за этим Единого Создателя и Управителя. Только необходимо освободиться от предвзятых стереотипов, сковывающих разум, и от ложного самомнения, будто ты способен понять все, будто истинным является только то, что тебе кажется таковым.

II. Сыфаты Сальбия (Атрибуты противоположность которых недопустимо к Нему)

الِقدَمُ аль-Кыдам - Вечность без начала

Аллах существует вечно, Он был всегда. Его Существование не имеет начала. Все творения имеют определенное начало. Они не существовали изначально, были сотворены Всевышним. Аллах же был всегда.

البَقَاء аль-Бака - Вечность без конца

Все творения Всевышнего Аллаха, кроме тех, которые Он сохранит навечно, исчезнут, а Всевышний Аллах вечен. Он существует бесконечно.
Если учесть, что время также сотворено Всевышним Аллахом, то второй и третий Сифаты (Кидам и Бака') становятся очевидными.

الوَحْدَانِيةُ аль-Вахдания - Единственность 

Господь един, Он неповторим. Он един в Своей Сущности, Своих Сифатах и в том, что Он свершает. Его Сущность не содержит ничего, кроме Самого Себя, не состоит из частей и не делится на части. Ни один Его Сифат не присущ никому и ничему другому, и Ему не присущ ни один сифат кого-либо или чего-либо другого. В том, что Он творит и совершает, никто не принимает никакого участия. Слово “один” здесь не несет смысловую нагрузку числа “один”, которое можно делить, умножать, складывать и т.д., а подчеркивает Его Единство, неповторимость. Он целостен, един и недосягаем для человеческого интеллекта.

المُخَالَفَةُ ِللْحَوَادِثِ аль-Мухалляфатуху лиль-хавадис - Отличие Аллаhа от всего созданного 

Всевышний Аллах не похож ни на кого и ни на что, нет никого и ничего подобного Ему. Ни на что из представлений человека Господь не похож. Его нельзя представить, ибо Он не имеет образа. Человек не в состоянии представить Аллаха, ибо интеллект человека ограничен. Поэтому всякий, кто попробует представить Его, непременно окажется на ложном пути. Есть Творец, есть Его творения, но Творец ничем не похож на Свои творения, и творения ничем не похожи на Творца.

القِيَامُ بِنَفْسِهِ аль-Кыяму би-навсихи - Аллаh Существует Сам по Себе

Всевышний Аллах ни в чем не зависит ни от кого и ни от чего, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, в том числе ни в пространстве (месте), ни во времени, Он абсолютно независим.
Существование Аллаха не обусловлено какими-либо факторами.

Все творения Аллаха полностью зависят от Него, их существование обусловлено Его Волей. Кроме того, Аллах их сотворил взаимозависимыми, взаимосвязанными, существующими комплексно, системно. Если рассмотрим неживую природу, то мы увидим, что одни состояния вещей сменяются другими, одни тела превращаются в другие, один вид энергии переходит в другой, энергия передается от одних тел к другим, исчезают одни формы материи и появляются другие.

Если же рассмотрим живую природу, то взаимозависимость каждого элемента, а также их зависимость от окружающей неживой природы мы увидим еще более наглядно.

Таким образом, все зависимы от Всевышнего. Все Его творения нуждаются в своем Творце, их существование обусловлено Его Волей.

Творец же, в отличие от Своих творений, абсолютно независим.

III. Сыфаты Магни (Атрибуты по Смыслу)

الحَيَاة аль-Хаят - Жизнь

Господь Живой. Но Его Жизнь не похожа на жизнь творений. Его Жизнь не имеет начала и не имеет конца, Он не молодеет и не стареет. Он живет не телом и душой, как Его творения. У Него Жизнь особенная, не похожая на жизнь творений.
العِلْمُ аль-Ильм - Знание 

Аллах Всезнающ, Он знает все, и нет ничего, что бы Он не знал. Знание Аллаха не имеет начала и не имеет конца, не меняется - не прибавляется (ибо Он знает все) и не убавляется.

السَّمِع аль-Сами' - Всеслышание

Аллах все слышит, нет ничего, что бы Он не слышал. Но Его Слух не такой, как у творений. Слух Аллаха не меняется — не усиливается (ибо и так Он все слышит) и не ослабевает, не имеет ни начала, ни конца.
Творения Аллаха , в том числе и люди, слышат не все звуки, они не слышат далекие или слишком тихие звуки. Одни звуки (более сильные) не дают им слышать другие (более слабые), одни творения слышат хорошо, другие хуже.

Аллах же чист от этих недостатков. Для Него не существует понятия “далеко” или “близко” (ибо эти понятия связаны с пространством, то есть с Его творением). Он одинаково, в совершенстве слышит все звуки.

Для того, чтобы слышать, Аллах не нуждается в каких-либо органах.

البَصَرُ аль-Басар - Всевидение

Аллах все видит, и нет ничего, что бы Он не видел. Его Зрение вечно и неизменно. Для того, чтобы видеть, Аллах не нуждается в каких-либо органах.
Творения Его, например, люди, не видят то, что далеко или то, что имеет малые размеры, или то, что находится в темноте. А среди видимых вещей творения видят только те, на что смотрят. Кроме того, зрение у одних творений лучше, у других — хуже. Аллах же чист от этих недостатков, для Него не существуют понятий “далеко” — “близко” или “ярко” — “темно”, Он все видит одинаково, в совершенстве

الإرَادَةُ аль-Ирада - Воля

Все происходит по Воле Аллаха , и ничего не происходит без Его Воли, против Его Воли, или случайно. Аллах создал как добро, так и зло, но нам повелел делать добро и удерживаться от зла. Он одобряет добро и не одобряет зла.

القُدْرَةُ аль-Кудра - Всемогущество

Всевышний Аллах Всемогущ, Он может все, нет ничего, что бы Он не мог. Аллах творит или свершает все без рук, без каких-либо других органов, без орудий труда (инструментов, оборудования, приспособлений и т.д.). Могущество творений, например, человека, обусловлено Волей Творца и ограничено. Человек может не все, а из того, что может, одно дело ему дается легко, а другое - с трудом. Человеку даны мозги, руки, ноги и т.д., с помощью которых он может что-то делать, он также пользуется орудиями труда. Всевышний Аллах чист от этих недостатков. Он одинаково легко может сотворить и маленькую пылинку (элементарную частицу) и Вселенную. Все, что Он хочет совершить, свершается в один миг.

الكَلامُ аль-Калям - Речь

Аллах обладает Речью. Священный Коран и ранее ниспосланные Книги (Таврат, Забур, Инжил) и свитки являются Речью Аллаха . Его Речь не похожа на речь людей, она не состоит из букв и звуков. Речь Аллаха вечна, не имеет начала, не является сотворенной.
Для Речи Аллах не нуждается в каких-либо органах.

IV. Сыфат Фиглия (Атрибут Действия)

التَّكْوِينُ ат-Таквин - Творение

Всевышний Аллах творит и уничтожает, дает жизнь и умерщвляет, наделяет пропитанием в соответствии со Своей Волей. И, хотя сами эти действия являются сотворенными, они – проявления предвечного сыфата ат-Таквин. Великий исламский ученый имам Абу Джафар ат-Тахави (843-933) сказал: «Аллах приобрел имя «Творец» не после акта творения – Он всегда был Творцом. И Он приобрел имя «Создатель» не после акта создания – Он всегда был им». Нужно помнить, что все качества Всевышнего принципиально отличаются от человеческих, хотя для обозначения иногда используется одно и то же слово. Знание Аллаха, например, совершенно не такое, как человеческое. 

V. Сыфат Самгия (то что пришел в Коране)

Это сифаты «Йад», «Сакъ», «Айн» и другие, которые пришли в Коране и Сунне. Смысл которых знает только Аллаху Тагаля.

Добавить комментарий

Последние комментарии

Яндекс.Метрика