Хадж

Хадж является пятым столпом Ислама. Это значит, что мусульманину предписано (фард) хотя бы 1 раз в жизни посетить Мекку и сделать обход вокруг Каабы. Следующие посещения уже будут дополнительными - то есть сунной. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, совершил хадж верхом на своём верблюде Кусва на 10-ом году Хиджры. (На том самом верблюде, на котором он въехал в Медину. В месте остановки Кусвы построена мечеть)

В книге "Дурр-уль-мухтар" Алауддина Хаскафи (ум. в 1088/1677) пишется: "Если у того, кто хочет посетить Мекку с целью торговли и хаджа, намерение хаджа будет выше чем намерение торговли, то в этом случае он заслужит благость Всевышнего Аллаха. Он получит тем большую благость, чем больше будет его намерение по совершению хаджа. Если же намерение этого человека больше склонится к торговле или они будут равны, то благости по совершению хаджа этот человек не сможет заслужить. Если даже он выполнит все условия хаджа, то только избавится в судный день от наказания по не совершению обязательного предписания - фарда. Также оцениваются и любые другие виды поклонения, добрые дела. Если эти поклонения совершались неискренне, то благости ждать не приходится".

Совершивших (или совершающих) хадж, называют "Хаджи"- паломник. Надо помнить о том, что в мире существует лишь одна единственная Кааба, которая находится в Высокочтимой Мекке. И Хаджи могут стать только те верующие, которые отправятся в Мекку и исполнят все предписания Всевышнего Аллаха.

Перед отправлением в хадж, мусульманин должен совершить 2 ракаата намаза и затем обратиться к Аллаху со словами: "Би-сми л-Лахи тавакальту алал-Лахи ла хауля ва ляа куввата илляа би-ль-Лахи".

(Произношение арабских слов необходимо сверять. В статье даны лишь приблизительные прочтения кириллицей.)

Существует 3 вида хаджа:

1. Хадж "Ифрад". - Входят в "ихрам" с намерением совершить только хадж.

2. Хадж "Киран". - Входят в ихрам, с намерением совершить и хадж и умру. Вначале, до наступления дней основного хаджа, совершается "таваф" и "сай", с намерением совершить умру. После этого, не выходя из ихрама и не постригаясь, уже в дни хаджа совершается повторный таваф и сай. Благости за хадж "Киран" выше, чем за 2 других.

3. Хадж "Таматту". - Входят в ихрам в сезоне хаджа (месяцы Шавваль, Зулькаада и первые 10 дней м-ца Зульхиджа) с намерением совершить умра. После тавафа и сайа стригутся и выходят из ихрама. Не возвращаясь домой, вновь входят в ихрам не позже дня "тарвиййа" (8-ой день месяца Зульхиджа) и далее совершают хадж "Ифрад". После тавафа, вновь совершается сай. Исполняющим хадж "Киран" и хадж "Таматту" весьма желательно совершить жертвоприношение в благодарность Всевышнему Аллаху. Если они такой возможности не имеют, то должны поститься 10 дней (7-ой, 8-ой, 9-ый день месяца Зульхиджа и ещё 7 дней после праздника "Курбан"). "Умра" совершается в любой день и месяц сезона хаджа кроме 5 (пяти) дней, когда исполняется сам "Хадж". Как было сказано выше, для совершения умры необходимо выполнить условия: - ихрам, таваф, сай, бритьё или стрижка волос. Совершение умры 1 раз в жизни по мазхабу Ханафи и Малики - сунна. По мазхабу Шафии и Ханбали - фард.

Для совершения хаджа определены необходимые условия. Предписания подразделяются на обязательные - фард, очень близкие к обязательному - ваджиб и весьма желательные - сунна.

Условия разделены на 2 группы:
Условия предварительные.
Условия, необходимые при совершении хаджа.

По мазхабу Ханифа предварительных условий - 8 (восемь):

1 - Быть мусульманином.
2 - Живущий не в Исламском государстве должен знать, что хадж - обязательное предписание.
3 - Быть дееспособным.
4 - Быть совершеннолетним.
5 - Быть свободным человеком (не рабом).
6 - Иметь необходимые средства для совершения хаджа. Средств этих должно быть достаточно и на полное обеспечение иждивенцев на весь этот период, если таковые имеются, и на весь цикл собственно хаджа вплоть до возвращения назад. Средства эти, все до последней копейки, должны быть честно заработаны! Человек, собравший деньги нечестным трудом, должен думать не о хадже, а о том, как бы скорее вернуть эти запретные (харам) для него деньги истинным хозяевам! Совершивший хадж на "нечестные" деньги, не сможет заслужить благость Всевышнего Аллаха. Разве что избавится от наказания за не совершение фарда. Человек, который имеет достаточно средств для совершения хаджа, но находится в сомнении о том, что все деньги заработаны должным образом, может взять в долг и отправиться в хадж. Долг может отдать из своих денег, вызывающих опасения. (такую фетву даёт имам Али б. Яхья - учёный по мазхабу Шафии).
7 - Совершение хаджа в определённый срок. А это - день Арафа (день перед праздником "Курбан") и 4 праздничных дня - всего 5 дней.
8 - Необходимо иметь достаточное здоровье.

Для совершения хаджа необходимо наличие ещё четырёх условий:

1) - Не находится в местах лишения свободы или под следствием.
2) - Хадж обязателен, если обеспечена безопасность пути. В военное время, или при наличии какой-либо другой явной опасности в пути, хадж необязателен. В то же время отдельные несчастные случаи, происходящие в пути, не могут стать причиной отказа от хаджа.
3) - Женщина, живущая далее 3-х дневного пути от Мекки, обязана совершать хадж или с мужем, или с очень близким родственником (Махрем). Родственник должен быть: совершеннолетним мужчиной, в здравом уме, благочестивым мусульманином (Салих). При этом женщина должна оплатить дорогу сопроводителя. Муж не может запретить жене совершить обязательный хадж в сопровождении Махрем, так как не имеет права по шариату помешать жене исполнить фард - обязательное предписание Всевышнего Аллаха. Но, дополнительный хадж без разрешения мужа совершать нельзя.
4) - Разведенная женщина или вдова может совершать хадж только после периода 'Идда. Срок 'идда исчисляется следующим образом:
а) если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то срок заканчивается после родов;
б) если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для неё срок заканчивается через 4 месяца и 10 дней;
в) для разведённой не беременной женщины срок 'идда заканчивается после троекратного очищения (3-х менст. циклов); г) для разведённых женщин, свободных от менст. цикла, срок 'идда заканчивается через 3 месяца. Кстати, муж должен материально обеспечить прожиточный минимум разведённой жены до окончания её срока 'идда.

Как только в жизни мусульманина появятся условия, позволяющие совершить хадж, он в тот же год обязан это сделать. Если же он не совершит хадж в тот же год, это будет считаться грехом. Если же человек будет ежегодно откладывать хадж на более позднее время, то возникает опасность стать нечестивым - Фасык. Так как при продолжительном совершении малых грехов, они (малые грехи) становятся одним большим грехом.

Если человек умрёт по пути в Мекку, то обязанность хаджа для него будет считаться выполненной. Наследникам не надо будет снаряжать другого человека вместо умершего, за деньги, оставшиеся после него. Если же мусульманин, ранее не совершивший хадж, в последние годы своей жизни не сможет этого сделать из-за болезни, из-за старости, заболеет по пути в Мекку или будет заключён в тюрьму, то он может снарядить на свои средства другого человека. Этот человек должен принять намерение совершить хадж вместо него, и сделать это из страны постоянного проживания поручителя. Если, после поручения совершить вместо себя хадж и исполнения этого кем-либо, у поручителя появится возможность совершить хадж самому, то ему надо будет это исполнить. Можно также мусульманину, не совершившему хадж, указать в завещании, чтобы наследники снарядили бы кого-нибудь для совершения хаджа вместо него, используя оставленные им сбережения.

Известно, что поклонения Всевышнему Аллаху бывают 3-х видов:

1- Поклонения, совершаемые телом. К ним относятся: пятикратная молитва (намаз), пост, чтение Священного Корана, зикр. Эти виды поклонения совершаются лично. Препоручить кому-либо их нельзя. И никто не может совершать эти виды поклонения вместо кого-нибудь.
2- Поклонения, совершаемые имуществом - пожертвования в пользу бедных. Это, различные формы закяата, фитр садака (милостыня, даваемая по окончанию месяца Рамазан), помощь бедным едой, одеждой. Эти виды поклонения можно препоручить другому, и даже не мусульманину.
3- Поклонения, совершаемые и телом, и имуществом.

К этому виду поклонения относится обязательный хадж. Если же человек не имеет возможности совершить обязательный хадж лично ввиду продолжительной болезни, то он может на свои деньги снарядить другого человека. Для того чтобы препоручить другому человеку совершить вместо себя дополнительный хадж, мусульманин не ограничен никакими условиями. Мусульманин, достигший определённого достатка, когда ему становится обязательным и Закяат и Хадж, а денег хватает только на что-то одно, обязан безотлагательно совершить хадж. Закяат будет уплачивать из оставшихся от хаджа денег. Если не сможет совершить хадж, то должен будет отдать закяат от всей имеющейся суммы. Мусульманин не может откладывать более хадж с того момента, когда это предписание станет для него обязательным - фард. И, если наступило время хаджа, он не может имеющиеся деньги тратить на другие цели, вроде покупки машины или дома и тому подобное. Он обязан будет совершить хадж. Эти покупки мусульманин может делать только в том случае, когда время хаджа ещё не наступило. Так как хадж становится обязательным только при наступлении времени хаджа.

[Закяат выплачивается по прошествии одного года по лунному календарю, с момента, когда мусульманин становится обладателем определённого достатка (Нисаб). Поэтому выплата закяата мусульманами происходит в разное время. Если время выплаты закяата наступило раньше времени хаджа, то вначале надо выплатить закяат со всей суммы, а на оставшиеся - совершить хадж. Если же время выплаты закяата совпало со временем хаджа или наступит после этого времени, то вначале нужно совершить хадж. А закяат надо будет выплатить по возвращении с хаджа с оставшейся суммы.]

Добавить комментарий

Последние комментарии

Яндекс.Метрика